Как растет средний чек в онлайн-продажах пакетных туров


Авиабилеты в онлайне за последние пять лет подешевели, а пакеты подорожали почти в два раза в рублевом выражении. Как рос средний чек пакетных онлайн-туров в период 2011 – 2016 гг., выяснял «Вестник АТОР».
 
Исходя из данных, предоставленных представителями платежного агрегатора Platron.ru в ходе конференции E-travel, прошедшей на той неделе в Санкт-Петербурге, в 2016 году средняя стоимость авиабилетов, приобретаемых онлайн с оплатой через сервис Platron.ru, упала на 2% по сравнению с показателями 2011 года.
 
В то же время, согласно этим же данным, средняя стоимость пакетного тура, приобретаемого онлайн с использованием платежного сервиса, выросла в рублях вдвое за период с 2011 по 2016 год.
 
Что говорят онлайн-агрегаторы пакетных туров
 
В самих компаниях, продающих пакетные туры, видят ситуацию несколько по-другому в части цифр, однако значительный рост среднего чека по пакетным турам в целом подтверждают. Аналитики компаний рассказывают о причинах такого роста.
 
Так, директор УК Слетать.ру Евгений Данилович, говорит, что если сравнивать средние цены по ТОП-5 направлениям 2013 и 2016 год, рост стоимости путевки за 4 года составил 89%. По данным аналитиков Слетать.ру в 2013 году средняя стоимость тура на двоих из Москвы составляла 35 166 рублей, а в 2016 году — 66 478 рублей.
 
«Колоссальный рост обусловлен комплексом факторов: курс валют, инфляция, изменение состава первой пятерки популярных стран и другие. Так, средний курс доллара и евро за 2016 год превышает тот же показатель 2013 года в 1,7 и 2,1 раза соответственно», — комментирует г-н Данилович причины такого роста.
 
Кроме того, в 2013 году в ТОП-5 входили Египет и Турция — традиционно доступные для россиян направления. В 2016 году Египет оставался закрытым для посещения туристами из нашей страны, полеты в Турцию возобновились только в конце сезона, а на первых местах по популярности были достаточно дорогие направления: Греция, Кипр и Таиланд.
 
Пакетные туры, по данным Data Insught, занимают 5% рынка онлайн-продаж услуг и продуктов для путешествий и отдыха, однако средний чек здесь высокий
 
Если же сравнить цены 2016 года с кризисным 2014 годом, когда доллар стал значительно дороже, то рост средней стоимости турпутевки составил порядка 30%, отмечают в Слетать.ру.
 
Генеральный директор онлайн-магазина пакетных туров Onlinetours.ru Константин Победкин, говорит, что если сравнивать 2016 год с 2012-м, рост средней стоимости пакетного тура составил почти 25%.
 
По его данным, средний чек компании менялся следующим образом – если на протяжении 2012 и 13 годов он стабильно держался на уровне 67,2 – 67,5 тыс. руб., то в 2014-м фиксируется рост до 64,4 тыс., а в 2015 году – до 76,6 тыс. р. Наиболее значительное подорожание в Onlinetours.ruувидели в 2016 году – до 82,8 тыс. рублей за недельный тур на двоих.
 
Евгений Гинзбург, директор по маркетингу сервиса онлайн-продаж пакетных туров Level.Travel, анализируя динамику цен за последние три года, говорит, что в 2014 году средняя стоимость туров составляла 51 тыс. руб. на двоих, в 2015 году — 66 тыс. р., в 2016 году – 61 тыс. р.
 
Причина таких колебаний, по его словам, понятна: в 2014 году евро стоил около 45 руб., а затем начал расти. Также в 2014 году у россиян была возможность летать в недорогие Турцию и Египет – в последующие годы эти направления оказались закрыты, что повлияло на средний чек по всем направлениям в совокупности.
 
Показатели 2017 года
 
По итогам первых четырех месяцев 2017 года средний чек в онлайн-продажах пакетных туров у Onlinetours.ru составил 75,9 тыс. р., у Level.Travel – 53 тыс. р., а у Слетать.ру (по итогам первого квартала) — 60 281 р. Различия в размере среднего чека у онлайн-компаний, на взгляд аналитиков АТОР, в первую очередь определяются позиционированием и рыночной нишей этих онлайн-площадок.
 
Относительно перспектив роста или падения среднего чека в онлайн-продажах эксперты не склонны делать прогнозов на год, но все же говорят о некоторых трендах.
 
«Сейчас экономическая ситуация постепенно нормализуется, кроме того, в первом квартале и в начале второго на рынке появилось много предложений дешевой Турции, и мы видим, что средний чек ниже, чем по итогам 2016 года» — говорит г-н Гинзбург из Level.Travel.
 
Гендиректор Onlinetours.ru отмечает, что снижение среднего чека в 2017 г относительно 2016 г. безусловно, может быть связано с массой относительно дешевых предложений по Турции, однако склонен полагать, что ближе к сезону и особенно к концу года, когда туристы покупают дорогие новогодние туры, он подрастет.
 
Доверие к покупкам в Интернет и к онлайн туристическим компаниям растет, поэтому туристы готовы совершать в онлайне более дорогие покупки
 
В целом эксперт видит в росте средней стоимости туров, приобретаемых онлайн, не только влияние колебаний валютного курса, но и долговременный тренд. «Со временем растет доверие к покупкам в Интернет и к онлайн туристическим компаниям – в частности. Поэтому туристы готовы совершать в онлайне более дорогие покупки» — подчеркивает г-н Победкин.
 
«Ценообразование в 2017 году зависит от множества факторов. Так, если в 2017 году будет открыт Египет, то средняя стоимость путевки по итогам года может снизиться. Если этого не произойдет, но объемы перевозок в Турцию останутся на прежнем высоком уровне, то средняя стоимость тура по итогам года, вероятно, также не вырастет по отношению к показателям 2016 года» — полагает Евгений Данилович из Слетать.ру.
 
Какая доля у онлайна в продажах пакетных туров
 
По данным исследования Data Insight, рынок e-travel в России растет с темпами порядка 30% в год, в 2016 году его объем оценивался аналитиками компании в 700 млрд рублей.
 
В целом, считают в Data Insight, это рынок «для узкой прослойки» потребителей туристических услуг, зато характеризующийся высоким средним чеком.
 
По данным исследования компании, в 2016 году в России 55% рынка онлайн-продаж услуг и продуктов для путешествий и отдыха занимали продажи авиабилетов, 19% — железнодорожные билеты, 16% — отели и лишь 5% — пакетные туры.
 
При этом количество поисков пакетных туров в Яндексе за 2016 год увеличилось на 15% к предыдущему году, а количество поисковых запросов на авиабилеты с покупкой онлайн — на 40%.
 
Вместе с тем, в самих онлайн-агрегаторах туров (что естественно) отмечают почти двукратный интереса к турпакетам: так, по данным Слетать.ру с 2013 по 2016 год число поисковых запросов на пакетные туры, сделанных пользователями этого агрегатора, выросло на 88%.