Доля онлайн-страхования на страховом рынке России выросла до 8% от общего объема премий


На долю страховых продуктов, реализованных онлайн в России, приходится чуть более 8% от общего объема. Несмотря на стагнацию многих рынков, прямые продажи страховок ежегодно увеличиваются, и экономическая ситуация способствует их развитию.
 
В ходе исследования сервиса электронных платежей Platron были проанализированы данные крупнейших страховых компаний.
 
Онлайн можно приобрести простые страховые продукты, которые не требуют физического осмотра представителем страховой компании. Именно поэтому одним из самых востребованных продуктов является страхование выезжающих за рубеж. Далее следуют стандартные предложения по страхованию имущества и медицинских расходов. Также пользуются популярностью в онлайне недорогие краткосрочные полисы для страхования квартиры или дачи на период отъезда.
 
В 2016 году сегмент директ-страхования (прямые продажи страховых услуг с сайтов), по данным «Эксперт РА», значительно вырос: темпы прироста взносов составили 17% в 2015 году и 20% в 2016. Объем всего рынка страхования в России составил 8,2 млрд рублей и 1 024 млрд пришелся именно на директ-страхование.
 
Последние два года крупнейшими видами по доле премий остаются автострахование (36% за 2016 год), страхование для выезжающих за рубеж (39% за 2016 год) и ДМС (17% за 2016 год).
 
Автострахование является основным двигателем продаж в онлайн-секторе. В результате введения в 2015 году закона об электронных полисах в ОСАГО наметились основные тренды на ближайшие годы. Изначально данное условие носило рекомендательных характер, но с 1 января 2017 закон вступил в силу и по данным РСА с момента запуска проекта в 2015 году было оформлено более 370 тыс. электронных ОСАГО, из них 323 тыс. в 2016 году.
 
Динамика рынка онлайн-страхования по видам в 2016 году
 
Динамика рынка онлайн-страхования по видам в 2016 году
 
До конца 2016 года рост приобретения страхового полиса ОСАГО был стабильным, примерно 30-40%. В 2017 году, благодаря введению электронного ОСАГО он изменился и увеличился примерно в 3-5 раз, говорят эксперты компании Platron.
 
Основной положительный момент для пользователей – отсутствие необходимости приезжать в офис. Есть и негативные отзывы, когда у клиента возникают трудности с оформлением полиса, но чаще это связано с его неправильными действиями и, гораздо реже, с техническими трудностями.
 
Страхование жизни и ОСАГО обеспечили 75% абсолютного прироста страхового рынка в 2016 году. Практически во всех основных сегментах была отмечена положительная динамика взносов, за исключением страхования КАСКО.
 
Это связано с падением платежеспособности населения, сокращения спроса на покупку автомобилей и отказа от подорожавшей услуги. В результате востребованность данного продукта составила всего 5%. При этом, по данным аналитиков Platron, средний чек по страхованию КАСКО составляет 50 тыс. руб., что практически в 10 раз выше среднего чека по ОСАГО (6 тыс. руб.).
 
Страхование для выезжающих за рубеж является одной из самых востребованных услуг, при этом средний чек составляет всего 700 руб.
 
Продукты онлайн-страхования существенно повышают доступность услуг, а также способны поднять сервис страховщиков на качественно новый уровень, отвечающий современным требованиям финансового рынка.
 
Пока, крупнейшими локомотивами являются ВЗР (выезд за рубеж) и недавно электронный полис ОСАГО. Но существует еще масса продуктов, которые во всем мире уже давно получили признание, говорят авторы исследования.
 
Безусловно, переход в онлайн – это затраты на программное обеспечение, специальное оборудование для страховых компаний, помимо всего, понадобится техническая интеграции с основными государственными базами данных. Но в перспективе данные затраты будут компенсированы за счет: увеличения продажи полисов в 2-3 раза (электронные полисы доступны большему числу пользователей), а сами компании только за счет прямого канала интернет-продаж смогут ежегодно экономить от 9 до 12% постоянных расходов, – считает Елена Орлова, генеральный директор Platron.