Россияне могут получить возможность запретить сбор данных о себе


Данный пункт может появиться в разрабатываемом сейчас законе о «больших пользовательских данных».

 

Пользователи в России могут получить возможность запрещать операторам связи и другим компаниям собирать о себе «большие данные» (big data). Такая возможность может быть предусмотрена в разрабатываемом в настоящее время законе о «больших пользовательских данных», сообщил РБК помощник президента Игорь Щеголев.

 

По словам Щеголева, речь идет не о полном запрете практики сбора данных, а о том, чтобы пользователи могли контролировать дальнейшее использование полученных сведений о них.

 

«Пользователи, когда подписывались под пользовательскими соглашениями, понимали, что их данные нужны для того-то и того-то. Но с течением времени их стали использовать по-другому. У людей должно быть понимание, что о них собирается и для каких целей это используется. Должна быть возможность сказать: «Для этого я готов такие-то данные предоставлять и готов, чтобы они таким образом использовались, а для этого не готов. Поэтому, будьте любезны, эти данные обо мне больше не используйте»», — подчеркнул помощник президента.

 

С развитием промышленного интернета и сферы Интернета вещей возрастет объем данных, по которым можно будет идентифицировать пользователя. Эта информация не всегда напрямую квалифицируется как персональная, но часть ее «находится на грани, в серой зоне», которая пока никак не регулируется, отметил Щеголев.

 

Осенью минувшего года рабочая группа по вопросам развития интернета при администрации президента под руководством Игоря Щеголева приступила к разработке законопроекта, регулирующего сбор «больших пользовательских данных». На данный момент в российском законодательстве не существует четкого определения понятия «большие данные». Как тогда пояснял глава Роскомнадзора Александр Жаров, к понятию «большие данные» или big data относятся все данные о пользователях (сведения о местоположении, биометрические данные, информация о поведении пользователя на сайтах и т.д.), которые собирают информационные системы, устройства и интернет-ресурсы. В свою очередь, операторы связи и интернет-компании подразумевают под big data большие объемы обезличенной информации о пользователях.

 

Елена Орлова, генеральный директор сервиса электронных платежей Platron
В первую очередь закон касается сферы eCommerce, а также площадок, продающих медийную рекламу и рекламные агентства.

Запрещать или не запрещать доступ к персональным данным каждый человек должен решить для себя сам. Возможность обработки персональных данных — это шанс создать индивидуальный подход, а значит получить в перспективе эксклюзивное предложение, качественный продукт, подобранный строго под индивидуальные потребности. В то же время, утечка персональных данных ведет к навязчивым, персонализированным звонкам и рассылкам с коммерческими предложениями, о которых клиенты не просили. Так же сохранённая информация может дать широкому кругу лиц, в том числе и мошенникам, возможность узнать важные аспекты жизни того или иного человека, например, планы на отпуск, покупательскую способность и многое другое. Данные должны быть так же хорошо защищены, как и финансы и для этого стоит задуматься о дополнительных средствах защиты и обеспечения безопасности. И сами пользователи должны всегда соблюдаться предосторожность.

Часто сам сбор данных происходит незаметно для пользователей и определить, ведется ли он – сложно. Это делает процесс контроля над незаконным сбором данных крайне затруднительным.

Интернет активно развивается и риск утечки персональных данных достаточно высок. Но и без сбора и подтверждения информации некоторые процессы не могут быть до конца реализованы. Соответственно, будет правильным, если у пользователя будет выбор и сбор персональных данных будет опциональным в некоторых сферах.