Елена Орлова, управляющий директор сервиса электронных платежей Platron, ответила на вопросы для блога TRAVELHUBR об экосистеме рынка электронных платежей и роли компании Platron, о том как изменились требования к интернет эквайрингу за последние десять лет и почему тревел рынок остается приоритетным для компании.
Сервис электронных платежей Platron представлен на рынке почти 10 лет. Практически с самого начала своей работы компания специализировалась на travel-индустрии. Сейчас сервис интегрирован во множество каналов дистрибуции туристических продуктов, в частности, глобальные системы бронирования (GDS) Amadeus, Sabre, Gallileo, Travelport, а также технологические решения для продажи авиабилетов, такие как Nemo.travel, программные продукты для дистрибуции туров САМО-Софт, ТАИС и другие. Platron успешно сотрудничает с рядом ведущих онлайн агентств и туроператоров, а также подключает новые тревел стартапы.
Мы бы хотели детальнее разобраться в тематике онлайн платежей и познакомить читателей с компанией Platron, поэтому задали вопросы Елене Орловой:
— Расскажите, пожалуйста, об экосистеме электронных платежей и роли компании Platron
В случае оплаты картой, а это конечно самый основной способ оплаты в туристической отрасли, в процессе принимают участие до 5 групп игроков:
Первая группа – это эмитенты — банки.
Вторая группа — международные платежные системы, такие как МИР, VISA, MasterCard и другие.
Третья группа — интернет-эквайеры, банки, которые позволяют совершить операцию с карточкой в интернет. У такого банка должна быть лицензия на право подобной деятельности, также он должен иметь соответствующий программный софт.
Четвертая группа — технологические компании, к которым относится Platron. Главная роль этих компаний состоит в обеспечении стабильности работы канала онлайн-платежей и предоставлении профессионального антифрода. В случае если кто-то из провайдеров услуг не доступен (а такое, к сожалению, не редкость), процессинговая компания быстро переводит платежи на другие банки. А качественный сервис антифрода позволяет процессить большинство карт без 3DS, при этом надежно защищая магазин от мошенников.
Пятая группа — это платежные агрегаторы, то есть компании с банковской лицензией, они позволяют принимать платежи с различных способов оплаты и от различных банков-эквайеров и быстро отправлять их в магазин единым переводом и единым реестром. Этот игрок нужен в случае, если у магазина есть много способов оплаты или несколько банков, его использование очень удобно.
Надо сказать, что роль каждого игрока очень важна и если убрать какую-то одну группу, то может пострадать весь процесс в целом.
Вернемся к Platron, как мы уже говорили чуть ранее, мы — технологический шлюз, ИТ-компания, то есть игрок из группы 4, а также благодаря тому, что в нашем холдинге есть кредитные организации, мы также успешно выступаем в роли агрегатора платежей, то есть игрока из группы 5. Мы обеспечиваем стабильный и надежный канал приема оплат, даем более 20 способов оплаты и поддержку плательщиков в режиме 24/7.
Мы сильны в антифроде. Эта услуга развивается много лет, и из простых решений, которые были созданы на старте работы, технологии антифрода переросли буквально в искусственный интеллект. Сейчас это — сочетание множества фильтров, комбинация факторов, различные скоринги, которые настраиваются в зависимости от индустрии партнеров под конкретные потребности. Помимо автоматического мониторинга транзакций, в Платроне сотрудники компании в режиме 24/7 проводят дополнительно ручной мониторинг и те транзакции, которые система посчитала подозрительными, обрабатывают вручную по специальным алгоритмам. Надо сказать, что наш сервис антифрода также заказывают отдельно от платежей. Это удобно в случае, если вы не можете сейчас менять партнера по приёму платежей, но хотели бы увеличить безопасность.
Помимо основной услуги по приёму платежей, мы постоянно выпускаем новые продукты, которые помогают развивать бизнес нашим партнерам. Например, это — маркетплейс, услуга массовых выплат фрилансерам, различные техники холдирования, оплата в рассрочку, оплата через мессенжеры.
Все эти технические и сервисные возможности доступны у нас в одной интеграции, что очень удобно.
— 2009-2019 как изменился рынок? Какой функционал был востребован 10 лет назад, что актуально сейчас, что будет востребовано завтра?
За десять лет рынок онлайн-платежей очень изменился. Доля наличных платежей у онлайн-тревел агентств сильно сократилась, при этом доля платежей пластиковыми картами составляет около 95%. Количество эмитированных банковских карт практически удвоилось за это время (данные cbr.ru). Растет доля премиальных карт. Пользователи «вошли во вкус», используют карты с максимальным количеством «бонусов», активно пользуются такими возможностями как кэш-беки, мили, скидки, баллы…. Все это приводит, к сожалению, к удорожанию эквайринга.
Изменились и требования к каналу приёма платежей. Если ранее было достаточно иметь относительно широкий набор платежных инструментов и оперативную службу поддержки, то сейчас рынок требует и наличия нескольких каналов приема платежей по банковским картам, что существенно повышает конверсию для магазина, и надежную систему фрод-мониторинга с набором инструментов под любые запросы, и кастомизированную страницу оплаты, привязку карт и оплату в рассрочку, минимальные сроки перечисления денежных средств на счета и многое другое.
Что касается будущего, мы часто думаем об этом, когда общаемся с командой. Если помечтать, то мы думаем, что для осуществления платежей в будущем мы будем обходиться без устройств (очков, чипов и т.п.), а все платежи будут осуществляться силой мысли 🙂 Шутка, конечно…
В легализации блокчейна, возможно, произойдут изменения. Получат дальнейшее развитие NFC-технологии, оплата через мессенжеры.
— Почему тревел рынок важен для вас?
Тревел сегмент — это огромная часть рынка электронной коммерции и он продолжает активно расти. Объем рынка онлайн тревел в 2018 году прогнозировался на уровне 965 млрд. руб, что сопоставимо с объемом рынка физических товаров, который составляет 1115 млрд. руб (данные Data Insight). Последние два года рынок растет со скоростью 18% в год.
В 2009 году мы стартовали именно с этой отрасли, поэтому накопили огромную экспертизу в этой технически сложной индустрии. На сегодняшний день мы интегрированы практически во все технологические решения индустрии онлайн тревел. У нас отработан и накоплен многолетний опыт работы со всеми типами участников туристического рынка: онлайн агентствами, туроператорами, авиакомпаниями и другими поставщиками тревел услуг.
Мы учитываем специфику бизнеса каждого участника, например, мы предлагаем низкие тарифы при работе с «длинной записью» и делаем автоматические возвраты по всем видам платежей.
Среди наших партнеров — OneTwoTrip, Aviakassa, Gettransfer, Sodis и многие другие.
— Почему Platron уделяет внимание тревел стартапам?
Моментом зарождения российского онлайн тревела можно считать 2008 год, когда вместе с появлением электронного авиабилета на рынке стало появляться множество тревел стартапов, которые в итоге и сформировали этот рынок, используя платежные решения, которые также активно развивались с учетом потребностей партнеров.
В течение 10 лет, сотрудничая с тревел стартапами, мы реализуем запросы, которые будут востребованы массовым рынком онлайн игроков завтра. В результате в нашем сервисе мы добавляем услуги, которые делают нас еще более специализированным игроком в онлайн тревел, тем самым усиливая наши позиции в сегменте относительно конкурентов. И, конечно, сотрудничество с новыми проектами важно и для нашего собственного развития — ведь новые идеи и продукты, как правило, рождаются именно у молодых и амбициозных команд, которым мы помогаем расти!